Этот день принято отмечать в честь выступления президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1961 году. Впервые он широко праздновался 15 марта 1983 года, когда был закреплен в международном календаре праздничных дат. В России этот день получил признание в 1992 году после принятия Закона о защите прав потребителей.
«Судя по результатам проводимых нами опросов населения, за последние годы с некачественными товарами и услугами ежегодно сталкиваются 82-83% потребителей, в среднем по 3 раза за год. По этим причинам в 2012 году свыше 400 тысяч граждан обратились за помощью в Союз потребителей РФ, 280 тысяч - в органы Роспотребнадзора, 305 тысяч – в суды (половина решений которых в пользу потребителей не исполняется ответчиками),» - говориться в пресс-релизе Союза потребителей РФ.
Несколько предыдущих лет девизом была защита потребителей финансовых услуг. В этом году Международное объединение национальных потребительских союзов предложило своим членам в качестве девиза – «Закрепим наши телефонные права».
Мобильная телефонная связь за последнее десятилетие стала одной из самых массовых, доступных и востребованных услуг. Тем не менее у абонентов остается немало претензий к своим операторам, о чем свидетельствуют свыше 7 тысяч обращений за год в общественные объединения и органы Роспотребнадзора и свыше тысячи обращений на специально открытую по этой теме «горячую линию» Общественной палаты.
Судя по этим обращениям, далеко не все общепризнанные права абонентов в нашей стране обеспечены на практике, а законодательство о связи не вполне соотносится с законом о защите прав потребителей. Например, закон «О связи» позволяет оператору связи рассматривать претензии потребителя 60 дней – в 6 раз дольше, чем закон «О защите прав потребителей», а также включать в договор условия, допускающие одностороннее изменение тарифов и навязывание потребителю ненужных ему услуг.
Наиболее активная часть абонентов - те, кто нередко перемещается по стране и выезжает за рубеж, крайне недовольна внутренним роумингом, которого вообще нет в европейских странах, и несопоставимо высокой стоимостью для россиян роуминга международного. Следовало бы также в законе «О связи» определить понятие «безлимитный тариф» и иные, использование которых нередко вводит потребителя в заблуждение.
«Мы предлагаем ведущим операторам связи, Минкомсвязи, Роскомнадзору и Роспотребнадзору организовать совместную с нами работу по решению этих проблем и созданию стандартов качества услуг мобильной связи и методик его оценки» - говориться в пресс-релизе.
Читайте по теме в субботнем номере газеты «Диалог магнитогорцев».